ЦЕЛЬ:

Сохранение исторической застройки. Защита от сноса

1. Как защитить историческую застройку ?

Термином «историческая застройка» обозначаются не только некие отдельные старые здания, но и городская среда определенного периода с соответствующими объемами зданий, пропорциями улиц, планировкой кварталов. Как в международный, так и в национальный перечень ИКЦ внесен ряд комплексных объектов, включающих в себя объекты определенного исторического периода либо нескольких периодов.  В частности, исторический центр Бреста внесен в государственный перечень ИКЦ РБ с присвоением категории «2» (ст. 97 Кодекса). В данном случае охраняются не просто архитектурные объекты, а весь комплекс: «здания и постройки, планировочная структура, ландшафт и культурный слой» на определенной территории.

Соответственно, на историческую застройку центра Бреста распространяются нормы Кодекса РБ «О культуре» (16.07.2016, №413-3). В соответствии с присвоенной категорией, исторический центр Бреста является ценностью национального значения. (0- мирового, ЮНЕСКО, 1 – международного, 2 – национального, 3 – регионального). 

Некоторыми положениями указанного Кодекса регулируются действия в отношении ИКЦ, меры по недопущению их сноса и необоснованных изменений.

В частности, в ст. 103, 104 приведены общие меры, направленные на обеспечение сохранения недвижимых материальных историко-культурных ценностей. 

Кодексом «О культуре» в отношении ИКЦ запрещается: уничтожение или создание угрозы уничтожения, причинение вреда или создание угрозы его причинения, ухудшение (или создание угрозы ухудшения) технического состояния, научно необоснованное изменение, перемещение, ухудшение условий восприятия ИКЦ.    

Таким образом, историческая застройка, признанная ИКЦ, охраняется государством.

При этом любой гражданин имеет право при возможности содействовать государственным органам в выполнении охранных функций, указывая на различные проблемы и нарушения.    

2. Защита  на стадии проекта

На стадии проектирования должны соблюдаться требования к сохранности исторической застройки, приведенные в п. 1 Безусловно, в деталях архитектурных и градостроительных проектов могут разобраться только специалисты, однако обычный гражданин тоже может помочь. Достаточно зафиксировать явные нарушения норм законодательства, в первую очередь указанного в п. 1 Кодекса, которые видны издалека. Например, на стадии рекламной презентации, общественного обсуждения, публикации проекта в СМИ обратить внимание на угрозу уничтожения ИКЦ или ухудшения технического состояния в результате решений, заложенных в проекте. Об этом нужно сообщить в госорганы и СМИ  (алгоритм 1). Также можно действовать по п.4, составив официальное обращение (см. далее).
Крайне важно знать, что для каждого объекта ИКЦ должны быть разработаны и соответствующим образом утверждены одна или несколько из следующих зон охраны ИКЦ (ст. 105 Кодекса): охранная зона, зона регулирования застройки, зона охраны ландшафта, зона охраны культурного слоя. Разработка градостроительной а также иной проектной документации, реализация которой может оказать воздействие на ИКЦ,
без разработки либо без указания зон охраны ЗАПРЕЩАЕТСЯ.         

3. Защита  на стадии строительства

Строительные работы, за исключением ряда ремонтных и сервисных работ, запрещено производить без разработанного соответствующими специалистами и согласованного проекта. В отношении работ на ИКЦ также действует ряд норм кодекса РБ «О культуре», предполагающих в частности надзор за производством работ и информирование о ходе работ научного руководителя, утвержденного для данного конкретного объекта (ст. 118).   

Самым распространенным нарушением, которое также возможно зафиксировать не только профессионалам, являются видимые отступления от утвержденного проекта. Например, увеличение количества этажей здания, изменение согласованной формы кровли, различные пристройки, надстройки, дополнительные проемы и т.д.    

При обнаружении всех указанных случаев необходимо действовать по алгоритму 1 (информирование СМИ и госорганов). В случаях явно видимой угрозы в целях остановки строительных работ до выяснения обстоятельств можно обратиться в органы внутренних дел (достаточно обычного звонка по общей линии 102 с описанием проблемы).

При проведении земляных работ на ИКЦ (например, на территории Брестской крепости) обязательным условием также является осуществление археологического надзора за проведением работ. Достаточно распространенным нарушением является отсутствие такого надзора или лишь формальное его выполнение, в результате чего разрушается культурный слой а также уничтожаются не выявленные ранее захоронения погибших в ходе боевых действий на данной территории. О выявлении подобных фактов любой гражданин может сообщить во все приведенные выше инстанции. В случае обнаружения человеческих останков следует принять все меры для немедленного прекращения строительных работ.  

4. Обращения граждан

Большинство перечисленных выше действий предполагают формат фиксации проблемы и быстрого реагирования на ситуацию. Однако часто встречаются сложные случаи, когда борьба за сохранение исторической застройки требует уточнения множества деталей и контакта с различными государственными органами и иными структурами. Для таких случаев оптимальны письменные либо электронные обращения, являющиеся официальными и требующими соответствующего реагирования.

Порядок работы с обращениями граждан в РБ регулируется несколькими законодательными актами, устанавливающими четкий порядок рассмотрения обращений, сроки рассмотрения и иные действия. В частности, это Закон РБ «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18.07.2011, Указ Президента РБ №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» от 15.10.2007, Директива Президента РБ №2 «О дебюрократизации государственного аппарата» от 27.12.2006г.  

Основополагающие принципы:

– основными видами обращений являются письменные, устные и электронные; 

– обращение должно содержать ФИО и контактные данные заявителя в соответствии с видом обращения;

– в обращении должны быть четко сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ, либо проблема, решение которой требуется от государственного или иного органа, при этом приводимые доводы необходимо подкреплять ссылками на нормативно-правовые акты, а указание на нарушения – фактами, свидетельствами, фотоматериалами и т.д.

– срок рассмотрения стандартного обращения – не позднее 15 дней, обращения, требующего дополнительного изучения и проверки – не позднее одного месяца (если иной срок не установлен законодательными актами).

– ответ должен быть оформлен на языке обращения (ст. 18), также см. Закон «О языках в РБ» №3094-XI от 26.01.1990 в ред. 3.01.2013г.;

– ответ может быть обжалован в вышестоящую инстанцию и далее в суд;

5. Взаимодействие = эффективность

Речь идет о многовекторном взаимодействии. Любой переживающий за судьбу исторической застройки должен уметь взаимодействовать с единомышленниками, общественными объединениями и СМИ, государственными структурами. Чем более массовыми являются обращения по конкретной проблеме, чем большее количество статей и публикаций в СМИ появляется в целях ее освещения, тем более реалистичны шансы на достижение цели.
 
Варианты решения проблемы, удовлетворяющие интересам различных заинтересованных сторон (инвестора, заказчика, жителя, чиновника) в первую очередь следует искать путем обсуждений и переговоров. Обращения в правоохранительные органы и (или) в суд характерны для случаев с продолжающимися неоднократными нарушениями, а также явным несоблюдением норм законодательства, нарушением прав и законных интересов граждан.

Help us improve the translation for your language

You can change any text by clicking on (press Enter after changing)