Городские инициативы – всегда хорошо. В последнее время в городе они растут как грибы. Появились две карты города, аудио-гид «Brest Stories Guide», а на днях ребята из «Дзедзіч» запустили онлайн-карту по брестскому конструктивизму. Бинокль» встретился с создателями проекта и поговорил о его целях, планах и о том, зачем нужна такая карта горожанам.

С Еленой Кохович, Ириной Мороз и Валентином Туром мы встречаемся возле памятника Адаму Мицкевичу и двигаемся в сторону улицы Леваневского. На встречу пришла половина команды – всего в разработке проекта участвовало шесть человек. Мы присаживаемся на скамейку во дворе Музея истории города, и ребята начинают свой рассказ:
– Работу над картой мы начали полгода назад, – говорит Алена Кохович, менеджер культурных проектов «Дзедзіч». – Ценность выбранной темы была очевидна для каждого из нас. Брест с 1921 по 1939 год находился в составе Польши. После Первой мировой войны город был разрушен и начал застраиваться зданиями в стиле конструктивизма. Такая застройка характерна для всей Западной Беларуси, но в Бресте она приняла свои особенности. Например, у нас в городе практически нет многоэтажных зданий в стиле конструктивизма. В большинстве своём это одно- и двухэтажные постройки особнякового типа. Также, в отличие от Гродно, в Бресте практически нет деревянных построек.
Елена вспоминает, что на втором курсе исторического факультета она увидела буклет по конструктивизму Гдыни, и он произвёл на неё сильное впечатление:
– Пару лет назад никто не говорил о конструктивизме, знания об архитектуре города в польский период ограничивались постройками архитектора Юлиана Лисецкого. Сейчас информация о культуре стала более доступной, и написана она на понятном для обывателей языке. Плюс ко всему настало более или менее свободное время для культуры, и это позволяет нам заниматься любимым делом.
Ребята рассказывают, что сейчас инструменты для реализации проекта стоят намного дешевле, чем пять-семь лет назад:
 Финансово нас поддержала организация «Дзедіч», – делится Валентин, ответственный за техническую часть проекта. – На домен, хостинг и инструменты мы потратили 30 долларов, 10 долларов ушло на справки в архивах и на дизайн. Мы платили только за услуги, нашу работу никто не оплачивал, всё выполнялось на энтузиазме.

Помимо адресов на карте присутствует и справочная информация по зданиям. Её сбором и обработкой занималась Ирина Мороз, сотрудник «Брестреставрации»:
– Мы хотим выразить огромную благодарность Николаю Николаевичу Власюку за то, что он поделился информацией по брестскому конструктивизму и подсказал, где её можно найти. В архиве есть далеко не всё, плюс ко всему он очень объёмный и информацию очень тяжело найти. С учётом помощи и имеющегося материала мы потратили месяц на поиск справок. Я работала в архиве, а параллельно Дима Уснарский, студент исторического факультета, занимался поиском информации в интернете. Также нам помогал архитектор Евгений Щербач, он консультировал нас по архитектурной части. Чтобы карта имела не только текстовую, но и визуальную составляющую, мы привлекли к проекту фотографа Олега Малейко. Он с радостью предоставил фотографии зданий, принадлежащих к конструктивизму.
Ирина рассказывает, что в архиве содержатся только планы домов, их авторство и, иногда, сметная документация. Информация о людях попадается в случае судебных дел, касающихся жильцов дома. Вся информация по жителям домов передавалась устно из поколения в поколение.
– Я историк по образованию и часто бываю в архиве по работе. Когда я искала информацию о домах на Коммунистической улице, то в архиве было лишь имя человека, который строил эти дома. Через месяц я пришла в архив по своим делам и случайно наткнулась на имя этого человека в контексте городских мероприятий. Так мы нашли о нём более подробную информацию.

Ребята говорят, что у них на карте есть 24 справки, а всего зданий – 62. На данном этапе сайт находится в стадии заполнения. Каждый человек, который располагает информацией по той или иной постройке может написать об этом в комментариях.
– Наш проект рассчитан, в первую очередь, на жителей города, – говорит Валентин. – Мы хотим, чтобы люди видели не просто дом, а знали его историю, жителей, чем он примечателен, и старались сохранить его историю.
– Да, в Бресте сейчас нет феерических зданий, но то, что мы видим – это и есть наша история, – подхватывает Ирина. – Эти маленькие домики формируют наш взгляд на историческое прошлое города. Несмотря на свой непрезентабельный вид, они хранят в себе множество историй и событий, которые происходили в Бресте. Наша задача показать их в новом русле.

Наш материал не ограничился простым рассказом о проекте, специально для нас ребята проработали маршрут по одним из самых интересных памятников брестского конструктивизма.
Мы пройдёмся практически по тому же пути, что и был презентован на недавнем фесте экскурсоводов, – говорит Алёна. – Позже планируем создать на карте несколько маршрутов, по которым человек сможет самостоятельно изучать брестский конструктивизм.  Мы подходим к одному из немногих деревянных зданий, относящихся к конструктивизму, на улице Леваневского.

Всё дело в том, что дом деревянный, а многие люди утверждают, что в конструктивизме дерево не использовалось, – говорит Валентин. – Однако по всем признакам видно, что дом принадлежит этому архитектурному стилю.
Пока мы двигаемся по улице Чкалова, Ирина рассказывает, что весь современный центр был поделен на разные районы:
– Например, здесь раньше находилась колония Нарутовича. Она считалась престижным районом, в котором жили главные чиновники города. Современную улицу Коммунистическую населяли чиновники рангом поскромнее. Обычный брестчанин мог купить себе здесь дом, план которого, был разработан магистратом. К одним из таких домов мы уже подошли.   Долгое время я думала, что это один дом с подъездами, но оказалось, что это разные постройки, которые даже строились не в одно время. Раньше в каждом доме жила одна семья, теперь он поделён на две квартиры. На ширину здания у людей был свой огород на заднем дворе и вход в дом с двух сторон. Во дворе находятся террасы, одна из которых более или менее сохранила свой первоначальный вид.
Мы выходим на улицу Гоголя, и Ирина обращает наше внимание на трёхэтажный дом зелёного цвета:
– Он интересен тем, что его себе построил межвоенный архитектор Юзэф Бараньский сам. Этот архитектор практически все свои здания строил в стиле конструктивизма. Ему принадлежат многие крупные постройки города: манеж, часть театра, дворец железнодорожников, железнодорожный колледж. Юзэф Бараньский умел рисовать двумя руками и был единственным официальным уполномоченным архитектором со своей печатью. Это давало ему право строить объекты любой сложности. К сожалению, в конце 30-х годов он пропал без вести. Теперь в этом доме находится шесть квартир.
Напротив центрального стадиона Ирина показывает нам ещё одно интересное здание, на котором нет штукатурки.
– Оно примечательно тем, что это здание при строительстве не вписывалось под строгие предписания польских властей: по высоте и площади. Однако его разрешили строить, посчитав, что оно станет украшением города.

Далее мы проходим мимо манежа и узнаём, что изначально в нём находился тир и архитектор Бараньский не принял это здание. Свой поход мы завершаем у лютеранской кирхи на улице Карла Маркса, которая также является памятником конструктивизма.
В скором времени проект обзаведётся инстаграм-аккаунтом, а в планах – сделать большую карту по конструктивизму Беларуси.  Во многих городах сохранились памятники этого архитектурного стиля, и наши собеседники совершенно бесплатно готовы помочь реализовать такой проект в другом населённом пункте. Мы благодарим ребят за интересную встречу и замечательный проект. Надеемся, что все их планы реализуются, а горожане станут активней интересоваться не только историей Бреста, но и его архитектурой.

Фото — Роман Чмель

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Help us improve the translation for your language

You can change any text by clicking on (press Enter after changing)